26 октября 2020 года состоялась совместная видеоконференция Совета ТПП РФ по финансово-промышленной и инвестиционной политике и Комитета МТПП по вопросам развития инвестиционной среды для бизнеса на тему Цифровая трансформация финансов и торговли.

Открыли конференцию Председатель Совета ТПП РФ по финансово-промышленной и инвестиционной политике Владимир Гамза и Председатель Комитета МТПП по вопросам развития инвестиционной среды для бизнеса Анна Вовк.

В приветственном слове Владимир Гамза выразил искреннюю благодарность Комитету и лично Анне Вовк за своевременную инициативу по проведению совместного мероприятия и отметил, что на тот рост цифровизации экономики, который недавно был достигнут за довольно короткий промежуток, в обычное «мирное» время было бы потрачено несколько лет.

«Вирусы приходят и уходят, а наработанные технологии остаются. А учитывая, что благодаря национальному проекту по развитию цифровой экономики по многим аспектам Россия была готова к такому взрывному росту цифровизации, – сказал Владимир Гамза, – мы по многим показателям выйдем на передовые позиции в мире».

Он особо выделил два направления: удаленное взаимодействие партнеров и «цифровые двойники». Эффективное удаленное цифровое взаимодействие без формирования «цифровых двойников» невозможно – именно они позволят осуществить очень быстрый переход к повсеместному использованию цифровых технологий как в финансах, так и в торговле.

Анна Вовк отметила, что и микро-, и малый, и средний, и большой бизнес огромными, семимильными шагами идет по цифровому полю, и трендом этого года стал рост онлайн-торговли, при которой коммуникативной и сервисной составляющей является платформа, а непосредственную торговлю осуществляют покупатель и продавец, приведя в пример Сбермаркет, «Яндекс.Лавку», «Яндекс.Еду», и подчеркнув, что многие сервисы пошли в ту отрасль, которая, с точки зрения логистики, очень чувствительна к изменениям.

По мнению Анны Вовк, логистика помогает большим игрокам переходить на работу с частными лицами напрямую, и чем больше крупных игроков вступают в эту реку, тем быстрее сокращается расстояние от производителя до потребителя. Платформенные решения будут полностью трансформировать отрасль, подытожила Анна Вовк, сославшись на цифровизацию услуг такси, заказа еды и отказ международной компании «Adidas» от работы с оптовиками, перейдя на прямые взаимоотношения с конечными розничными потребителями. Также она выразила надежду на то, что докладчики поделятся полезным опытом интересных локальных, российских решений.

Рассказав о проведенных в период «первой волны» пандемии онлайн-включениях с региональными партнерами по всей России, Анна Вовк подчеркнула, что платформенные решения подходят далеко не всем и не под все виды деятельности.  Учитывая, что смешанный формат торговли – это наше настоящее, активный цифровой формат торговли – это наше будущее, нужно подготовиться и выстроить все возможные необходимые инструменты. Речь идет о цифровых финансах, большом блоке законодательных актов, о необходимости регуляторов, роли взаимодействия цифровых валют, об эффективности банковских услуг.
Повсеместно технологии успевают выходить быстрее, чем команды внутри корпораций успевают готовить техническое задание перехода на ту или иную цифровую платформу.  Синергия экспертизы информационных и финансовых технологий, глубокий анализ собственной коммерческой деятельности вкупе с логистикой дают реальную возможность любого размера бизнесу не только быть в тренде, но и формировать сами тренды. Анна Вовк предположила, что уже скоро не инновационные, а обычные, привычные всем отрасли полностью трансформируются и перейдут в другой формат взаимодействия между покупателем и производителем продукта или услуг.

Михаил Мартынов, руководитель отдела развития PAL сервисного партнера Alibaba.com и Aliexpress\Tmall Россия, отметил рост B2B-продаж после COVID 19 на примере платформы Alibaba.com по миру в 2 раза. Особое внимание уделил одному из последних трендов, «чату с местным продавцом в режиме реального времени» через мобильное приложение, и другим ключевым преимуществам платформы.

Виктор Солнцев, к.т.н., доцент, академик РАЕН, директор Центра инновационного менеджмента ВШКУ РАНХиГС, сообщил о разработке «цифрового двойника», который может распознавать объекты, изучает ответы на задаваемые вопросы, делает выводы о вас как о потребителе и предлагает товары, услуги, которые вам потенциально могут подойти.

Артём Генкин, д.э.н., профессор, действительный член РАЕН, Президент АНО «Центр защиты вкладчиков и инвесторов», член Экспертного совета при Банке России по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров, рассказал о правовом поле для работы с цифровыми активами, о борьбе разрешительного и запретительного подхода, о двух объектах регулирования: цифровых финансовых активах и цифровой валюте.

Виктор Шевченко, владелец компании «Трейдберри» (бренд «Вкусы мира») в своем выступлении раскрыл интересующую многих тему перехода ритейла в онлайн. Был проанализирован опыт компании на примере работы с Wildberries: заведение ассортимента, ценообразование, управление поставками, менталитет покупателя (любовь к необычным товарам, отзывам, картинкам), постоянные изменения в структуре порталов, получение быстрой обратной связи от покупателя, риски (оборачиваемость, приемка), использование рекламных возможностей (платных и бесплатных), анализ их продуктивности.

Илья Крупин, заместитель генерального директора компании «САПФИР – ЭКСПЕРТ» представил обзорреализации проекта Единой социальной карты жителя Свердловской области в условиях 2020 года. Рассказал о запуске и продвижении проекта в условиях эпидемиологической обстановки, об участии в проекте Банка России, Национальной системы платежных карт и подключении к проекту региональных и федеральных банков-соэмитентов. Поделился опытом взаимодействия с крупными торговыми сетями и интеграции ИТ-систем. Провел краткий обзор реализуемых на базе ИТ-платформы соцкарты сервисов в сферах транспорта, образования, медицины.

Александр Примак, заместитель начальника управления валютных операций ПАО «МТС-Банк», в своем выступлении уделил особое внимание банковским продуктам в условиях пандемии, услугам без визита в офис банка: выпуск корпоративных карт, использование МТС-Кассы, POS-эквайринга, интернет-эквайринга, подключение партнёрских сервисов (юристы, страхование, маркетинг, бухгалтерия), и обозначил перспективы международных расчётов: хеджирование валютных рисков, торговое финансирование (вкл. ЭКА).

Антон Исаев, владелец лизинговой компании «Роял капитал», сообщил о новых цифровых инструментах повышения конкурентоспособности торговли. Поделился опытом перехода к новому формату от мечты работать и торговать в онлайне до ее реализации после ситуации с COVID. Были рассмотрены инструменты ИТ: сайт как инструмент эффективной точки коммуникации, видеосервисы как инструмент личных встреч, мессенджеры как возможность быть удобными для клиентов, CRM-система как основная информационная база. В целом, COVID 19 явился мощным толчком к изменению всей парадигмы продаж. Все новое стало восприниматься как норма, ведь все в бизнесе оказались в одной «ситуационной лодке», и самые смелые подходы оказались самыми правильными. Все уходят в цифру, подчеркнул докладчик: дистанционное оформление, сопровождение, маркетплейсы – все указывает на новую парадигму коммуникации для продаж.

Таким образом участники видеоконференции поделились опытом работы компаний и способами развития в условиях цифровой трансформации финансов и торговли. Удалось рассмотреть различные барьеры, стоящие перед бизнесом в эпоху тотальной цифровизации: от проблем постоянного обновления механизмов и инструментов продвижения товаров и услуг до преимуществ и новых возможностей благодаря инновациям в цифровых технологиях.

Завершилась видеоконференция обращением Председателя Комитета МТПП по вопросам развития инвестиционной среды для бизнеса Анны Вовк: «Любой бизнес создается ради успешной торговли, будь то услуги, товары или финансы как таковые. Стоимость и доступность капитала, финансовых ресурсов определяет скорость реализации успешных бизнес-идей или мультипликацию успешных бизнес-форматов. Поэтому именно на таких коммуникационных площадках, как прошедшая сегодня бизнес-сессия, формируются интересные деловые связи и бизнес-проекты».

Add a comment